12 января 2024
КСО бизнеса: вызовы 2024 года
О корпоративной социальной ответственности бизнеса россияне пока не имеют устойчивого представления — такой вывод позволяют сделать данные опроса ВЦИОМ. Только 35% опрошенных считают, что компании, которые делает что-то полезное для общества, не приносящее им прямого дохода, руководствуются альтруистическими мотивами. По мнению эксперта, представление о корпоративной социальной ответственности в обществе должно меняться, и это — большая зона роста. Подробнее — в комментарии Вадима Ковалева, советника генерального директора УК «Уральская Сталь» по вопросам взаимодействия с органами государственной власти и устойчивому развитию, зампредседателя комиссии по экономике и трудовым отношениям Общественной палаты РФ.
О новых форматах корпоративной социальной ответственности
Корпоративная социальная ответственность долгие годы является важной составляющей работы крупного российского бизнеса. Вместе с тем многие элементы того, что в 60-х годах ХХ века было сформулировано в качестве концепции КСО, существовали давно и стали нормой для крупных предприятий. Конечно, поддержка сотрудников, их семей, забота об их здоровье, развитие территорий присутствия — все это уже традиция, от которой бизнес не откажется.
Но вместе с тем появляются новые актуальные форматы корпоративной социальной ответственности: грантовые конкурсы, программы развития корпоративного волонтерства. Например, создание «Агентства развития Новотроицка» — принципиально новый формат взаимодействия с жителями и бизнесом на территории присутствия.
Кто-то из классиков сказал, что нельзя управлять тем, что не можешь измерить. Нам в определении наших приоритетов очень помогают социологические исследования, в частности, работа ВЦИОМ. Благодаря им мы можем фокусировать свои программы, повышать их эффективность.
Кто хочет — ищет способ, кто не хочет — повод
По данным ВЦИОМ от ноября текущего года, отстраненность бизнеса от общества и его интересов россияне стали чаще объяснять институциональными ограничениями. По мнению каждого седьмого, российскому бизнесу «связывают руки» бюрократические препоны (14%).
О различного рода препятствиях можно говорить сколько угодно.
Я уверен: кто хочет — ищет способ, кто не хочет — повод. Компании сейчас становятся амбассадорами территорий присутствия, по сути, конкурируя друг с другом за внимание институтов развития и участие в программах ФОИВов. У себя в территориях присутствия мы видим только поддержку и очень внимательное отношение к нашим идеям и проектам. Тем более что «система координат» у нас одна — это национальные проекты.
Деятельное участие бизнеса в развитии региона присутствия в целом считается классикой КСО, и никакие препоны не остановят бизнес, который действительно ориентирован на развитие территорий своего присутствия.
О восприятии социальной ответственности в обществе
Данные ВЦИОМ свидетельствуют о том, что у россиян пока нет стойкого понимания специфики КСО российского бизнеса, во всяком случае во внешних ее проявлениях, направленных на благо и развитие общества. В то же время я уверен, что с практиками участия бизнеса в социальном развитии общества сталкивались если не все, то очень многие. На мой взгляд, говорим мы об этом действительно недостаточно. Думаю, это наша зона роста! Причем не только для бизнеса, но и для власти, и для общества. В идеальной модели КСО должно восприниматься не лучшей практикой продвинутых компаний, а абсолютной нормой. Важно уже сегодня создавать такую модель восприятия корпоративной социальной ответственности в обществе.
Как изменилась корпоративная поддержка
На фоне внешних шоков последних лет специфика внутренней корпоративной социальной ответственности изменилась. Абсолютный приоритет — здоровье и безопасность сотрудников. Соответственно, в приоритете политики well-being, а также различные практики вовлечения сотрудников в социальные проекты. Так что, если говорить языком интернета, в любой непонятной ситуации инвестируй в «свои» территории и «своих» сотрудников. На ближайшие годы, уверен, это основная тенденция.
В целом вся поддержка бизнеса становится «умнее», усилия — более точечными, и, конечно, бизнес стремится к тому, чтобы его вклад помогал собственно развитию бизнеса. В частности, главная проблема сейчас — кадровая, и очевидно, что бизнес будет ждать участия в решении этой задачи и от социальных инвестиций.
Контакты
Как добраться
Пречистенка, 38. Москва, 119034
Проезд до станции метро «Кропоткинская», далее по улице Пречистенка до дома №38.
Либо: проезд до станции метро «Парк Культуры», далее по Зубовскому бульвару в сторону Арбата, затем повернуть направо на пересечении с улицей Пречистенка.