06 мая 2024

Гостьи из будущего

Поделиться:
vk

Ни одна фантазия о светлом завтра не обойдется без ультрасовременных и суперэффективных технологий. Они освобождают женщин от домашнего быта, а работягам-мужчинам облегчают ручной труд, с их помощью можно отрастить пациенту ногу или вживить новое сердце — искусственное, но исправное. По данным ВЦИОМ, более 90% россиян положительно относятся к современным разработкам. Впрочем, вера в современные разработки пока не тождественна полному доверию им: к такому выводу пришли участники совместной дискуссии ВЦИОМ, АНО «Креативная экономика» и Координационного центра Правительства России «Роль технооптимистичного контента в достижении научного и технологического суверенитета». Чтобы люди знали о будущем технологий больше и перестали бояться их, нам нужен качественный технооптимистичный контент: новые культовые фильмы и книги про героев-ученых, современные достижения и хорошая научная фантастика. Где сегодня искать для нее вдохновение — в дискуссии ВЦИОМ.

Страна технооптимистов

Россия — страна технооптимистов, что однозначно подтверждают данные ВЦИОМ. Однако даже при общей позитивной тональности восприятия далеко не все люди понимают, что именно включает в себя понятие «технологии будущего», и даже прямая ассоциация большинства россиян с этой формулировкой — искусственный интеллект — не добавляет ясности.

«Выводы, которые можно сделать по представленным нами данным, короткие. Отношение к разработкам в области технологий будущего, безусловно, положительное (90%). Ключевые ассоциации — искусственный интеллект, роботизация, биоинженерия и покорение космоса. Развитие медицины, рост благосостояния, повышение комфорта повседневной жизни — это главные приобретения от технологий будущего. Основной риск — безработица. 23% россиян заявляют, что уже сегодня Россия является одной из наиболее развитых стран в области технологий будущего. 58% считают, что таковой наша страна может стать либо в ближайшей, либо в отдаленной перспективе», — резюмировал данные генеральный директор Фонда ВЦИОМ Константин Абрамов.

Впрочем, у социального технооптимизма, как утверждают некоторые эксперты, есть и оборотная сторона: высокая лояльность разработкам компенсирует низкое доверие к межличностным коммуникациям. Действительно, жизненных примеров тому масса: долго и мучительно выстраивать маршрут по карте в смартфоне для многих намного проще, чем улыбнуться и уточнить дорогу у прохожего.

«Факт такого высокого процента технооптимистов известен. Спасибо, что ВЦИОМ подтвердил еще раз. Но это, к сожалению, обратная сторона довольно досадного социального обстоятельства. Наши люди меньше доверяют другим людям и поэтому больше доверяют технологиям. Камера на дороге намного приятнее, чем сотрудник ГИБДД, который вас тормозит. Все это говорит о том, что межличностное доверие, социальное доверие в обществе низкое», — отметил в ходе дискуссии Виталий Куренной, директор Института исследований культуры НИУ ВШЭ.

Необходимо импортозамещение смыслов

В массовой культуре образ технологий будущего должен быть детализирован — к такому выводу пришли участники дискуссии. Современному российскому кинематографу, как и публичному полю в целом, не хватает качественной научной фантастики и другого технооптимистичного контента, а среди предпочтений молодых людей в этом жанре ведущее место занимают произведения зарубежного производства. Согласно данным опроса, проведенного АНО «Креативная экономика» среди студентов Смоленского государственного университета, молодые люди не особо хорошо знают отечественные фильмы в подобном жанре, тема ассоциируется преимущественно с популярными зарубежными картинами. «Смотрят исключительно западный контент», — отметила президент АНО Марина Абрамова. В числе лидеров — «Звездные войны», «Интерстеллар», «Опенгеймер».

«Нашей задачей было выявить, какие продукты формируют образ креативных индустрий у наших студентов. Понять, какое место занимают наши. Мы взяли Смоленский государственный университет — это не большой, но и не маленький университет, который показывает нам хорошую среднюю выборку по стране. Мы исследовали 552 студента-очника. Отклик студентов был достаточно высокий. Мы задавали 12 вопросов: что такое квантовый компьютер? Что такое искусственный интеллект? Какой контент дает вам ассоциацию с этим словосочетанием? В ответах мы увидели, что фильмы российского производства практически не упоминаются, хотя советские картины «Собачье сердце» по Булгакову или «Голова профессора Доуэля» фигурировали в ответах. Молодые люди хорошо ознакомлены с советским прошлым, и здесь большую роль играют книги. Книга, вышедшая вместе с фильмом, либо фильм, вышедший вместе с книгой, сильно повышает узнаваемость контента. Кроме того, высокую популярность сохраняют советские образы ученых в кино. Если говорить в целом, человек науки, конечно же, до сих пор герой. Нашим продюсерам нужно, наверное, больше уделять внимание поддержанию образа героя-ученого», — прокомментировала Абрамова.

Более того, как резюмировала эксперт, у многих молодых людей даже не сложилось корректного впечатления о самом жанре. «Когда мы спрашивали про искусственный интеллект и картины, которые о нем рассказывают, было смешно. Номером один называют „Терминатор“. Где “Терминатор“ и где искусственный интеллект?», — поделилась президент АНО «Креативная экономика».

Глава Фонда кино Федор Соснов, в свою очередь, парировал: дело не в том, что смотрят только западные фильмы: просто до недавнего времени нового российского контента в сопоставимых объемах не производилось. «Да, понятно, действительно в 2010-2019 гг. средняя доля зрителей российских фильмов в кинотеатрах как раз была на уровне 20%. Она прошла путь от 15% почти до 30%. Таким образом, естественно, что на 80% мы были обеспечены образом будущего, как и любым другим образом, из контента, созданного за рубежом», — отметил Соснов. Сегодня ситуация кардинально изменилась в связи с ростом качества и значительным увеличением объемов производства отечественного контента, в том числе благодаря развитию онлайн-кинотеатров.

Киноиндустрия ищет научных фантастов

Жанр научной фантастики чрезвычайно сложный, и киноиндустрия (как, впрочем, и вся массовая культура) испытывает острый дефицит качественного материала: идей, сценариев, адаптаций о науке, технологических достижениях, о будущем технологий. «Такой запрос в киноиндустрии есть», — подтвердила руководитель направления детского и юношеского кино онлайн-кинотеатра Okko Светлана Сонина. «Мы должны разговаривать со своей аудиторией и со своими зрителями о том, что технологии помогают сделать нашу жизнь лучше. Искусственный интеллект, банковские технологии, весь финтех, робототехника, космос — это то, на чем мы строим наше будущее», — считает Сонина.

Отсутствие нового сильного контента заставляет обращаться к фантастическим произведениям советской эпохи. «Недавно в онлайн-кинотеатре Okko вышел сериал Александра Войтинского «Очевидное невероятное», а в прокате на больших экранах доступен для просмотра фильм Александра Андрющенко «Сто лет тому вперед». Оба проекта основаны на глубоких, сильных и светлых произведениях Кира Булычева, которые сделаны с помощью современных технологий», — рассказала Сонина.

В то же время невозможно развивать жанр исключительно на наследии Булычева. «Очень большая проблема кинематографической фантастики заключается в том, что большинство классных сценаристов — не классные фантасты. Нам нужно больше сценаристов-фантастов, нужна отдельная экспертиза именно в сценарном сообществе для усиления этого жанра», — подытожила эксперт из Okko.

Вице-президент, кандидат философских наук, директор Управления исследований и инноваций ПАО «Сбербанк» Альберт Ефимов отметил еще несколько проблем в этой сфере: это создание большого количества роликов, которые не несут пользы, и потерю научной консультации, столь необходимой при создании любого контента.

«Мы часто полагаемся на газетные заголовки и посты в телеграм-каналах, вместо того чтобы детально продумывать именно научную часть текстов или видео. Текущая ситуация, когда популяризацию науки берут на себя во многом те, кто сами в науке не работают, говорит лишь о том, что авторитетные ученые потеряли интерес к популяризации. Это необходимо исправлять, чтобы сделать контент более наполненным и информативным», — считает Альберт Ефимов.

По его словам, если говорить о качественном технооптимистическом контенте, то о науке не снято еще ничего лучше, чем «Девять дней одного года». И отсутствие этого выдающегося фильма в списках того, что сегодня смотрят молодые люди, настораживает. Аудитория, как считает представитель Сбербанка, созрела, чтобы переснять эту картину, так как с советского времени изменились и физика, и математика. Кроме того, по словам Альберта Ефимова, в контексте организованной ВЦИОМом дискуссии технооптимистический контент — это не только про ролики и видео на стриминговых площадках, но в целом про публичную культуру, которая должна создавать позитивный образ науки. Это главная задача всех, кто занимается технооптимистическим контентом. И в этой задаче есть множество ответвлений.

«На первое место я бы поставил печатную литературу, потому что она заставляет нас думать. За последние годы издано несколько важных переводов зарубежной литературы, среди них — Дэвид Кристиан, Петр Турчин, Джон Урри и другие. Однако отечественные исследователи в основном сосредоточены на корпоративных форсайтах и нет сколько-нибудь значимых работ в этой области, сравнимых с зарубежными аналогами. В России также нет спроса на научную фантастику с упором на „научную“, и в результате у нас нет ни книг, ни фильмов, которые могли бы осмыслять нашу жизнь так же, как это делали Станислав Лем и Андрей Тарковский», — добавил Альберт Ефимов.

Долгоиграющим источником вдохновения для популяризации науки в массовой культуре может стать тема искусственного интеллекта, отметил в ходе дискуссии главный редактор журнала «Техинсайдер» Никита Василёнок. Как подчеркнул эксперт, нам не хватает материалов, которые доступно и грамотно раскрывают тему искусственного интеллекта для младшего поколения: «Большая часть контента ориентирована на аудиторию от 25 лет и старше. Для детей подобного контента нет или его очень мало». Другие участники дискуссии подтвердили необходимость расширения жанра популярной науки в публицистических проектах, ориентированных на разные возрастные категории.

Качественный контент, помимо прочего, может и должен бороться с технологическими страхами, формировать привлекательный образ будущего — такое мнение высказал директор по внешним коммуникациям Центра биометрических технологий Константин Ярославский. «Чаще всего тема технологий будущего транслируется через антиутопии. Вспомним „Матрицу“, „Терминатора“ или даже „Обитаемый остров“. Технологии в таких картинах используются либо для контроля, либо для подавления. На экране мы видим явно не тот мир, в котором хочется жить. Отчасти поэтому у людей складываются сильно искаженные представления о прогрессе, о технологическом развитии. Могу сказать, что такие представления чрезвычайно сильны и в отношении темы биометрии. Очень часто она воспринимается как страшилка из антиутопий, а не как самый простой способ получения услуг. Именно с такими страхами и особенностями восприятия мы работаем», — рассказал Ярославский.

Научиться мечтать о светлом будущем, а не о побеге с планеты

Технологии должны прийти в креативные индустрии, тогда их позитивный образ проявится и в контенте — такое мнение высказал генеральный директор издательства «Эксмо» Евгений Капьев. Сейчас же позитивного образа технологий нет не только в кино, но и в литературе.

«Если искусственного интеллекта не будет в самих креативных индустриях (от книг до кино), его не будет и в контенте. Если говорить про взрослую художественную литературу, то я вам скажу так: популярных фантастических книг с позитивным будущим крайне мало. Я даже больше скажу: во всем мире сейчас на первом месте фэнтези, люди не верят в позитивное будущее, и это, конечно, большая проблема», — поделился Капьев.

Как уйти от паттерна технологического пессимизма? Прежде всего — обратить внимание на профессиональную подготовку молодых сценаристов, расширять стипендиальные программы, подобные программе «Автор» Фонда кино, считают эксперты. Крайне важно также стимулировать мероприятия и событийную активность, которые помогут развивать профессиональную общность сценаристов и авторов.

Еще важнее — сформировать, наконец, позитивный образ будущего (в котором нашлось место и технологиям) и научиться мечтать о нем. Такой знаменатель дискуссии подвел глава АНО «Институт развития интернета» Алексей Гореславский. «Мы всегда находимся в поиске. Третий год во всех интервью и во всех выступлениях от лица нашей организации мы говорим: друзья, приходите к нам с проектами о будущем. Покажите нам этот образ, покажите, куда мы идем, что мы хотим делать, как может выглядеть это общество. Качественных, хороших проектов действительно не так много, как нам бы хотелось. Я бы даже сказал, просто мало. А тех, что доходят до финала и имеют популярность, их еще меньше», — заявил эксперт. Вдохновить авторов на создание удачного контента о будущем может мечта — мечта, разделяемая социумом. То есть то, чего нам так не хватает сейчас. «Мы прагматичны и практически не занимаемся такой важной задачей, как мечтать. Мечтать на уровне государства, на уровне креативных индустрий, сценаристов и авторов: у нас практически отсутствует такая история как класс, это не модно. Между тем, как уже было отмечено, в Советском Союзе мечта и идеи о будущем были визуализированы художниками, писателями, кинематографистами. Здесь, конечно, перед нами еще огромный пласт для задач», — подытожил Гореславский.

Образ будущего — это важный социотерапевтический инструмент. Когда психотерапевт работает с депрессивным пациентом, он всегда проясняет для себя его образ будущего. У человека в депрессии такой образ всегда мрачный, темный, невнятный. Для того чтобы человек нашел выход из депрессии, необходимо, чтобы у него возник ясный, светлый образ позитивного будущего. Обществу такой образ будущего совершенно необходим.

Обществу очень важно видеть, «куда жить», в какое светлое будущее устремлять взор. Чем качественнее и детальнее проработан этот образ, тем больше шансов, что мы в нем окажемся. Для примера, сегодня мы все живем в фантастической литературе 1960-1970-х годов. Практически все, о чем люди мечтали тогда, — наша повседневная реальность.

Одна из важнейших задач современных медиа — создавать такой образ будущего. Мы в Институте развития интернета активно работаем над этим. Наша редакция ищет сильных авторов позитивной социальной фантастики, помогает им в работе. Сами от себя мы ждем в ближайшие годы яркие, интересные, позитивные фантастические сериалы».


#Общество

Контакты

Написать в редакцию

wciomanalitics@wciom.com

По вопросам исследований:

Общие вопросы:

+7 (495) 748-08-07

Как добраться

Пречистенка, 38. Москва, 119034

Проезд до станции метро «Кропоткинская», далее по улице Пречистенка до дома №38.

Либо: проезд до станции метро «Парк Культуры», далее по Зубовскому бульвару в сторону Арбата, затем повернуть направо на пересечении с улицей Пречистенка.